x
Вернуться
к блогу
logo
post image 1

«Самые популярные судоходные каналы мира»

30 ноября, 2021

Несмотря на то, что вот уже много десятилетий доставка людей и груза активно осуществляется посредством железной дороги и самолетов, суда по-прежнему остаются самым экономически выгодным средством транспортировки. Судоходные пути самой разной протяженности и глубины покрывают земной шар. Нефть, пшеница, древесина, ткани, медикаменты, строительные материалы, а также сотни иных товаров перемещаются между странами и континентами по этим водным артериям. Мы хотим рассказать о тройке наиболее значимых (а потому и известных) каналах.

Панамский канал

Панамский канал соединяет Атлантический и Тихий океан. Его протяженность равняется семидесяти семи километрам. «Не так уж и много» — скажете вы и будете правы. Действительно, существует немало путей гораздо более впечатляющей длины, однако это не мешает Панамскому каналу оставаться важнейшим судоходным путем мира. Канал был запущен в далеком 1920-м году, но и спустя сто лет представляет собой огромную экономическую ценность.

Весьма занимательна история этого объекта. Как оказалось, идея по созданию «моста двух Америк» (второе название канала) возникла еще в 1790-м году. Впрочем, идея не была реализована, и так и осталось в категории мечтаний. Спустя почти сто лет французская компания пошла дальше: она спроектировала проект и даже начала строительные работы, которые, впрочем, были заморожены ввиду перерасхода средств. На стыке веков за дело взялись американцы, и вот уже в 1904-м году закипела стройка. Спустя десять лет по Панамскому каналу прошел первый океанский лайнер, но поставить на поток судоходство помешал огромный оползень. Было внесено еще несколько инженерных корректировок, и, наконец, в 1920-м году канал был официально и с помпой открыт. Сегодня по водной артерии бегут не только транспортные суда — канал открыли и для многочисленных туристов.

Суэцкий канал

Интересный факт — возможность строительства Суэцкого канала как путь, соединяющий Красное и Средиземное море, рассматривал не кто-нибудь, а сам Наполеон Бонапарт. Возможно, под управлением этого великого военачальника и стратега дело было бы сделано, если бы не инженерные ошибочные выводы, из-за которых проект закрылся.

Сами же египтяне сделали вывод, что перспективнейший проект вполне осуществим и в 1859 году начали великую стройку, на которую принудительно набирали до 60.000 человек в месяц. Не напоминает строительство Беломорканала, которое шло спустя почти сто лет в СССР?

Спустя десять лет Суэцкий канал был официально открыт. А дальше на функционирование объекта оказывали влияние самые разные события, преимущественно политические: смена режимов, Великобританский протекторат над Египтом, революция 1952 года, арабо-израильский конфликт. Впрочем, по каналу, так или иначе, ходили и продолжают ходить большие грузы. Реконструкции 1981 и 2005 годов позволили проводить по каналу супертанкеры водоизмещением до 360 тысяч тонн, а текущие работы откроют возможность проводить по этому водному пути до 90% суден торгового флота со всего света.

Есть ли для кого-нибудь ограничения по эксплуатации каналом? Нет. По объекту может проходить флот абсолютно каждой страны, за исключением тех государств, которые находятся в состоянии войны с Египтом.

Гибралтарский пролив

Важность Гибралтарского пролива с точки зрения мировой экономики и торговли переоценить невозможно. Именно по этой причине множество веков шли кровопролитные войны за право контроля над каналом. Впрочем, власть переходила из рук в руки, а суда с тоннами драгоценного товара продолжали идти, периодически нарушая график движения ввиду очередной смены власти.

Длина канала составляет шестьдесят пять километров. Ширина колеблется от сорока четырех до четырнадцати. Гибралтарский пролив — это еще и стратегический объект: кто контролирует водный путь, то контролирует торговлю государств, имеющих выход в Средиземное море.

Другие каналы

Конечно, международное судоходство насчитывает гораздо больше путей. Это и пролив Босфор, и пролив Дрейка, и Кильский канал, и печально известный Беломорканал, на спешном строительстве которого нашли свою смерть сотни тысяч заключенных ГУЛАГа. Но если все эти пути несут относительно локальную важность, то та тройка, о которой мы написали, без преувеличения управляет экономикой всего мира.