Языческий праздник Ивана Купалы
День Ивана Купалы является праздником восточных славян-язычников. В дохристианскую эпоху славяне поклонялись целому ряду богов. Одним из них был бог Купала (или Купайла), который являлся покровителем расцвета природы и богатого урожая. Если принимать в учет, что в те времена от урожайности зависела и сама жизнь, и ее качество, можно только представить, с каким трепетом народ чествовал Купалу. Прошли века со времен основания этого летнего праздника, славяне приняли крещение, но популярность у 7 июля — Иванова дня, осталась. Ночные купания и пары, прыгающие через костры в венках, до сих пор можно увидеть на территории России, Украины и Беларуси. Последняя, кстати, сохранила языческую веру целыми районами страны, а потому можно только представить масштаб празднования молодыми белорусами.
История и традиции
История возникновения дня Ивана Купалы уходит корнями в далекое прошлое. До сих пор специалисты
не установили точной даты зарождения этого славянского праздника. Дата 7 июля возникла после того, как
календарь сменился с григорианского на юлианский. До этого она выпадала на 22 июня — день летнего
солнцестояния.
После крещения Руси языческие праздники претерпели серьезные изменения. Вот и праздник в честь Купалы
решили совместить с днем Иоанна Крестителя, крестившего Христа в реке Иордан. Особых расхождений
языческий и христианский праздники не получили, так как оба «базируются» на воде. Так, вода в ночь
на 7 июля наполнялась магическими свойствами, по мнению людей. Народ верил, что в самую короткую ночь
в году вся нечисть, то есть водяные, русалки и прочие жители рек и озер, покидает свои места обитания
и вода становится не только чистой, но и целебной. Кстати, вот и причина локаций празднования —
на берегу. Не искупаться или просто не умыться в ночь на Купалу означало обречь себя на бедность
и несчастия в течение целого года. Те, кто приходил на ночь к реке, обязательно окунались в нее. Люди,
которые в силу обстоятельств не могли попасть к водоему, шли в баню — в праздничную ночь они топились
повсеместно. Даже роса приобретала особую, как бы сейчас сказали, эффективность — и парни, и девушки
умывались ей. Мужчины делали это, чтобы обрести силу, прекрасный пол — для сохранения красоты
и молодости. Словом, масштабы контакта язычников тех времен с водой в ночь на 7 июля сопоставимы разве
что с православной традицией набирать воду и купаться в ночь на 19 января, в праздник Крещения
Господнего.
Огонь — еще один символ праздника Ивана Купалы. Логично, если помнить о том, что люди часто называют
огонь очищающим. Славяне верили, что в этот день огонь и вода «дружат», то есть оба несут очищающую
миссию. По этой причине вечером молодежь разжигала на берегу костры, через которые было принято прыгать.
Прыгали парами, и если у парня и девушки получалось не расцепить рук в прыжке, это говорило о том, что
молодых ждет скорая свадьба. Прыгали поодиночке, и тут демонстрировалась не только ловкость,
но и отсутствие связи с нечистью: тех, кто не смог перепрыгнуть через костер, без всяких шуток относили
к ведьмам и ведьмакам. И еще немного об огне: молодежь не только разжигала костры, но и поджигала
колеса, которые горящими спускали с горок. Тут ярко выраженный языческий символизм — демонстрация
солнцеворота.
Папоротник — еще один обязательный атрибут Ивана Купалы. В праздничную ночь молодежь активно занималась
поисками этого волшебного цветка. Согласно легенде, ровно в полночь на кусте этого растения появляется
бутон, очень похожий на уголь, и расцветает огненным цветком. Успеть захватить эти секунды и сорвать
пылающий цветок считалось фантастической удачей: счастливец обретал магическую силу и мог рассчитывать
на исполнение самого сильного своего желания. Кстати, эта традиция сохранилась и в наши дни — кому
не хочется исполнения своих сокровенных чаяний? Проходят века, но никому так и не удалось найти цветущий
папоротник — он попросту никогда не цветет ввиду того, что размножается спорами. И все же надежда
на чудо не оставляет людей.
Отражение праздника Ивана Купалы в литературе
Разумеется, такой магический, романтичный ореол этого праздника не мог не приковать внимания творческих людей. И ночные купания, и костры, и гадания, и поиски волшебного папоротника — все это вдохновляло поэтов и писателей на написание ряда произведений. Так, Гоголь написал повесть «Ночь накануне Ивана Купалы». Его «Ночь перед Рождеством» знают практически все, а вот аналогичное произведение, к сожалению, совсем немногие. Описал ночь на 7 июля и Виктор Астафьев в повести «Последний поклон». Алексей Толстой отдал Купале целую главу в романе «Князь Серебрянный». Юрий Нагибин описал праздник в рассказе «Сирень». Поэты Бальмонт, Сергей Есенин, Даниил Хармс, Багрицкий написали стихи-оды этому славянскому празднику.