Когда в далеком 1997 году на широкоформатные экраны мира вышел теперь уже легендарный фильм «Титаник», о страшной трагедии узнал весь мир. Удивительно — о катастрофе, которая случилась еще в начале 20-го века, большинство людей услышало лишь на исходе столетия. Планета так впечатлилась фильмом, что стала называть трагедию этого лайнера едва ли не самой известной в мире катастрофой на воде. Между тем это неверно — за столетия мореходства на морях и океанах случались не менее ужасные случаи, забравшие куда как больше жизней, нежели столкнувшийся с айсбергом «Титаник».
«Донья Пас»
20 декабря 1987 года филиппинский паром «Донья пас» мирно следовал по проливу Таблас. Тысячи пассажиров уже разошлись по своим каютам, члены экипажа за исключением одного, дежурившего на капитанском мостике, ушли смотреть телевизор и отдыхать за кружкой пива. И тут на пути следования парома возник танкер «Вектор», на борту которого было размещено 8800 баррелей бензина и других нефтепродуктов. Столкновение нос в нос, взрыв и вот уже горящие нефтепродукты стремительно растекаются и по суднам, и по морской глади. Горел и танкер, и паром, и весь пролив, спасаться от огня было негде. Прыгавшие в воду люди сгорали в горящей нефтяной пленке. Находившимся на борту также негде было искать спасения. Спасательные жилеты? Они были, но, увы, под замком. Впрочем, куда в них прыгать, если горит и вода?
Последующее долгое разбирательство назвало причиной самой масштабной морской катастрофы 20-го века халатность обеих команд — ни на одном из суден не было никаких навигационных установок. Да что там установок — «Вектор» не имел даже лицензии на перевозки и возил свой опасный груз нелегально.
В результате трагедии погибло 4386 человек. Выжило 24.
«Вильгельм Густлофф»
До начала Второй мировой войны это роскошное десяти палубное (!) немецкое судно служило плавучим курортом для состоятельных европейцев. В период военных действий корабль уже служил плавучим госпиталем для немецких солдат. В 1945 году, когда Советский Союз стоял практически на подступах к победе, множество немецких кораблей занялось осуществлением вывоза своего паникующего мирного населения на Запад.
«Вильельм Густлофф» начал принимать гражданское население одним из последних, да и попасть изначально на него можно было, лишь имея специальный пропуск. Но чем стремительнее продвигались наши войска к Германии, тем больше беженцев торопилось покинуть свою практически побежденную родину. Ввиду этого на борт корабля стали принимать всех подряд (преимущественно детей и женщин, конечно).
Судно отошло от берегов Пруссии 30 января, укомплектованное 10 582 человек, 9000 тысяч из которых беженцы, остальные — члены экипажа и курсанты. Перегруз судна был просто невероятный — судостроители никак не рассчитывали на одновременное нахождение на нем такого количества людей. Ввиду этого скорость хода была крайне мала. Кроме того, по неизвестным причинам «Вильгельм Густлофф» был ярко освещен (и это в военное-то время!). Благодаря этим двум факторам судно было замечено советской подлодкой, которая и выпустила по объекту несколько торпед. На борту началась сумятица. Заниматься спуском шлюпок на борт было некому — состав оказался заблокирован в нижних отсеках. Как результат, спасти удалось лишь около 1500 тысяч пассажиров. Свыше 9000 человек ушли под воду.
«Монблан»
Печальная ирония — французский грузовой корабль «Монблан» погубил людей не на борту, а на суше.
Дело было в 1917 году. Европейское судно, груженное 2500 тоннами взрывчатки, которую намеревалось доставить во Францию, вышло из Нью-Йорка. Промежуточной точкой стоял Галифакс — город в Канаде. При попытке зайти в порт, «Монблан» столкнулся с норвежским судном «Имо» — капитаны не смогли разойтись. В результате нечаянного тарана на борту «Монблана» вспыхнул пожар — разлилось жидкое взрывчатое вещество. Команда немедленно эвакуировалась. Брошенное судно, гонимое волнами, налетело на берег и уткнулось в пирс.
Можно ли было обойтись без последующей беды? Скажем так, масштабы случившегося могли быть скромнее, если бы не человеческая черта — любопытство. На мели стоит огромный пароход. Ого, да он еще и горит! Это зрелище стало притягивать к себе сотни тысяч зевак. Нет, винить людей ни в коем случае нельзя — никто из них не знал о страшном грузе на брошенном корабле. На берегу образовалась многотысячная толпа. Люди жадно смотрели на жутковатое зрелище и активно обсуждали его, как вдруг раздался взрыв невиданной силы. 2 000 людей погибли моментально. Свыше 9 000 получили ожоги и ранения разной степени тяжести. Еще около 2 000 тысяч пропали без вести. Северная часть города сравнялась с землей.
Удивительно, что прямой виновник трагедии — капитан «Монблана», был осужден только на год и, отбыв наказание, сразу же вернулся к работе.
Американские аналитики попытались составить список всех морских катастроф, случившихся только в 20-м веке. Они не только составили список трагедий (которых насчитали более 50), но и выявили причину катастроф. Только в 4-х случаях судна (а с ними и людей) погубила стихия. Во всех прочих же виновником выступил пресловутый человеческий фактор.